Сергей Каршков: Как ребрендинг Facebook повлияет на рынок?

Инновации >> 08.02.2022, 19:03

Эксперт в области маркетинга Сергей Каршков прекрасно знает, что отдел маркетинга в Facebook представляет собой огромный бизнес, который только в 2020 году принес компании более 84 $ млрд прибыли. В данной статье речь пойдет о недавнем объявлении Facebook о переименовании компании в Meta с целью «выйти за рамки ограничений экрана», а также о том, как это событие повлияет на маркетинг в социальных сетях. Признав, что бренд Facebook слишком «тесно связан» лишь с одним продуктом, основатель и генеральный директор компании Марк Цукерберг заявил в октябре 2021 года, что хочет, чтобы его детище было «прежде всего, метавселенной, а не Facebook», в чем прослеживается стремление к переходу от топового сегмента социальных сетей к виртуальным мирам. В рамках такого маневра Meta станет холдинговой компанией, а Facebook, Facebook Messenger, Instagram и WhatsApp — дочерними компаниями Meta с сохранением своих оригинальных торговых названий.

Цукерберг заявил, что отныне компания сосредоточит свою работу на двух отдельных сегментах: первый будет охватывать семейство приложений компании, а второй будет посвящен работе над новыми платформами. Цукерберг также отметил, что Facebook остается культовым брендом социальных сетей и одним из самых используемых продуктов в мире, но вместе с тем посетовал, что соцсеть все чаще оказывается неспособна охватить все желаемые проекты. Цукерберг заверил, что создание приложений для социальных сетей всегда будет оставаться важным направлением для компании, но добавил, что при нынешнем положении дел бренд настолько тесно связан с одним конкретным продуктом, что сегодня уже не в состоянии представлять всю деятельность компании, не говоря уже о будущем. Медиамагнат отметил, что хочет, чтобы новый бренд ассоциировался с компанией метавселенной, а ее образ четко соответствовал стремлениям организации.

Марк Цукерберг назвал ребрендинг «фундаментальным изменением», пояснив, что компания продолжит свою миссию по объединению людей, но вместе с тем будет пытаться достичь новой цели — «помочь в создании метавселенной». Название «Meta» происходит от греческого слова, обозначающего «за пределами». Последний раз Facebook вносил изменения в свой корпоративный бренд в 2019 году. Тогда новый облик был призван более четко обозначить продукты и услуги компании, при этом WhatsApp, Facebook Messenger и Instagram уже на тот момент являлись частью компании Facebook. В рамках нынешнего ребрендинга появится и новый синий логотип, который будет состоять из буквы «M» и знака бесконечности, а также служить отсылкой к оригинальной эмблеме Facebook.

Помимо Facebook и всех связанных с соцсетью приложений, в состав Meta также войдет бренд из области виртуальной реальности Oculus, который сейчас переживает непростые времена, ведь на фоне ребрендинга компания только начала приходить в себя после череды серьезных PR-кризисов. Генеральный директор Meta представил планы по созданию цифрового мира с использованием возможностей дополненной реальности и VR-гарнитур, что поможет людям «по-настоящему ощущать свое присутствие» и объединяться, независимо от того, насколько они далеки друг от друга в реальности. Цукерберг ожидает, что в течение следующего десятилетия аудитория метавселенной составит миллиард пользователей.

Медиамагнат коснулся футуристических планов по обустройству цифрового мира, в котором пользователи будут «ощущать присутствие» друга друга, несмотря на то, что на самом деле их разделяет большое расстояние. Платформа позволит пользователям настраивать свои аватары и цифровые пространства, приглашать друзей виртуально, вместе посещать концерты и удаленно проводить рабочие презентации. Цукерберг рассказал о своем стремлении сделать так, чтобы, когда он отправляет родителям видео со своими детьми, те чувствовали, словно находятся вместе с ними на самом деле, а не смотрят в маленькое окошко.

Целый ряд компетентных инсайдеров предупреждают об опасностях ребрендинга, однако смена названия Facebook произойдет лишь на корпоративном уровне. Сам Facebook, по сути, просто займет свое место в составе компании Meta наряду с Instagram, Messenger и Whatsapp. Первым вызовом Meta станет попытка преодолеть трудности в сфере PR и проблемы юридического характера, с которыми столкнулся Facebook, а также создать некоторую дистанцию ​​между Facebook и другими дочерними компаниями.

Значимость корпоративных брендов велика на самых разных уровнях, от HR-брендинга до отношений с поставщиками. В последние годы репутация Facebook оказалась сильно подорвана из-за целой серии ошибок. Но поскольку Facebook является лишь одним из брендов внутри компании Meta, а вовсе не ее флагманом, то затронуть остальную часть бизнес-империи это не должно, поэтому такие перспективные бренды, как например Instagram, не пострадают. Как считают маркетологи, несмотря на недавние репутационные проблемы, Facebook продолжает оставаться эффективной рекламной площадкой для самых разных направлений бизнеса. Инсайдеры полагают, что в ближайшее время ребрендинг вряд ли существенно затронет рекламодателей, но в долгосрочной перспективе многие ожидают положительный эффект.

Учитывая, что Meta уделяет особое внимание разработке программного и аппаратного обеспечения и стремится развить технологии дополненной и виртуальной реальности, в долгосрочной перспективе рекламодатели вполне могут рассчитывать на светлое будущее, вне зависимости от используемых ими каналов связи.